Как правильно давать чаевые в гостиницах и ресторанах.

15 июня

aiven_chaev.jpg

Традиция выплачивать небольшую сумму сверх оговоренной за оказанные услуги существует очень давно и почти повсеместно.

Этимология термина.
Русское слово «чаевые» происходит от интуитивно понятного выражения «дать на чай», то есть вознаградить за отлично выполненную работу, материально выразить свою благодарность, чтобы слуга мог позволить себе на эти деньги выпить чашку чая. Аналогичное по смыслу слово tips в английском языке означает почти то же самое и представляет собой аббревиатуру фразы «tо insure promptness», «гарантировать расторопность».

Чаевые в культуре разных стран.
Давать или не давать чаевые, если давать, то сколько и кому – зависит от традиций, культуры, менталитета и законов страны пребывания. В некоторых странах обслуживающий персонал не получает зарплату как таковую, и их доход полностью зависит от щедрости клиента. А есть страны, где наоборот – дать деньги сверх положенной суммы является оскорблением, или даже может трактоваться в местном законодательстве как взятка. В большинстве цивилизованных стран tips рассматриваются как обязательная наценка за сервис и включены в итоговый счет отдельной строкой.

Кому и как платить.
Общий принцип, если в стране чаевые допустимы и желательны, заключается в том, что их следует предлагать только рядовому звену обслуживающего персонала, по социальному статусу находящемуся ниже, чем принимаемый гость.
В ресторане это официант, парковщик, гардеробщик или швейцар. Но не управляющий, и не метрдотель.
В гостинице это горничная, носильщик, портье. Логично оставить небольшую сумму сотруднику, если он выполнил просьбу, выходящую за рамки его прямых обязанностей.
Если чаевые прописаны в чеке, то сверх этого, как правило, ничего не добавляют. Но если традиции страны пребывания предполагают обязательное выражение благодарности наличными, то строчки в счете может и не быть, так как это считается само собой разумеющимся.
Незнание обычаев приводит к большим скандалам и ненужным обидам. Часто персонал расценивает отсутствие суммы сверх чека, как неудовлетворительную оценку их работе, и менеджер может попросить объяснений, чем именно недоволен клиент.
Этикет предписывает не вручать сумму из рук в руки, а оставлять на видном месте в конверте, или добавлять к основной сумме оплаты.
Например, в отеле, для горничной оставляют конверт на тумбочке или на покрывале. Для официанта в ресторане премия прибавляется к расчету.


Сколько платить.
Обслуживающий персонал в отелях и официанты в ресторанах одинаково плохо относятся и к тем, кто платит мало, считая, что они не ценят их труд, и к тем, кто платит чересчур много, считая их не очень умными. От повышенных чаевых никто не откажется, но и уважения к посетителю заведения эта щедрость не добавит.
В ресторанах официантам принято добавлять 5-15% от стоимости заказа, в отелях горничным – 1-2$ в день, носильщикам – столько же в день приезда и в день отъезда.
Если принимать чаевые персоналу запрещено, то туристу предложат забрать сдачу. В этом случае не следует настаивать, а просто принять причитающееся.
Чаевые в некоторых странах
Перед поездкой рекомендуется выяснить размер чаевых в месте пребывания и заложить эту сумму в бюджет тура.
Европа


1. Австрия. Премия включается в счет. Можно округлить сумму в большую сторону и сообщить, что сдачи не надо.
2. Великобритания. Только официантам. Остальной персонал от tips откажется.
3. Германия. Обычно чаевые составляют 5%.
Средиземноморье
1. Египет. Чаевые приветствуются всегда, везде и всем. Обычно не более 2$.
2. Турция. Аналогично Египту. До 10% в ресторане.
В некоторых странах чаевые не приняты или даже запрещены:
1. Япония. Является оскорблением.
2. Швеция и Финляндия. Не принято.
3. Сингапур. Запрещено законом.
4. Китай. Запрещено законом.














Заказать звонок



Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении часа!